Освещение индивидуальных зон отдыха (часть 2)

Как известно, работы в зоне занятий могут быть разпличными, разной может быть и площадь рабочей поверхности, на которой располагаются объекты различения. Если мы имеем дело с письмом или конспектированием, то всегда можно подвинуть поближе к светильнику бумагу или книгу. Иначе обстоит дело, если, например, Чертят на листе ватмана: во-первых, он прикреплен, во-вторых, достаточно-велик, и цоэтбму нам приходится перемещаться во. время работа. Тут не обойтись без достаточно мобильного светильника, светящая часть которого могла бы быстро и без особых хлопот перемещаться в нужное место рабочего пространства. Поэтому для чтения и письма подойдет настольная лампа с симметрично расположенной стойкой. Применяя ее, мы не будем испытывать серьезных неудобств. А вот для других работ нам понадобится совсем иной светильник. Удобнее всего, когда светильник представляет собой подобие пантографа. Такие светильники в обиходе называют чертежными лампами. Она очень удобна —регулируется одним движением и позволяет не только приблизить источник света к рассматриваемому объекту, но и изменить освещенность, увеличивая или уменьшая ее по мере надобности. Некоторые лампу с пантографом считают некрасивой, неподходящей для использования в жилище. Это утверждение не всегда обосновано. Конечно, не следует устанавливать такой светильник, например, в зоне отдыха или в комнате с хрустальными светильниками, но к деловому интерьеру жилой комнаты, к рабочему столу и его ближайшему окружению, особенно если зона занятий часто и подолгу используется, такой светильник очень к месту. Он может иметь красивую форму светящей части» гармонирующую с обстановкой комнаты, элегантный пантограф, изящную отделку.

Второй вариант освещения дает возможность общения с другим человеком во время работы. Это обстоятельство не может не отразиться на выборе светильника. Во-первых, в этом случае более уместен подвес, высота размещения светящей части которого над столом 0,5—0,7 м. Это потребует более мощного источника света. Если в настольном светильнике нас может удовлетворить лампа мощностью 60—100 Вт, то для подвеса желательно ее мощность увеличить До 100—150 Вт. Увеличение высоты подвеса связано с необходимостью хорошо, без помех видеть собеседника, а рост мощности связан с увеличением расстояния до поверхности стола. Во-вторых, мобильность светильника можно уменьшить, так как теперь он будет освещать значительно большую поверхность, чем в предыдущем случае. Настольные лампы здесь неуместны — они загромождают стол, а их шнуры создают помехи. Кроме того, настольная лампа не может осветить сразу всю поверхность стола. Рассматривая вариант освещения подвесным светильником, необходимо отметить, что его светящую часть из-за традиционной любви к симметрии всегда стараются разместить над серединой рабочей поверхности. То, что уместно для обеденного стола, не годится для рабочего. На рис. 23 показано примерное положение светильника, рассчитанное на работу человека, сидящего за столом. Естественно, при перемене места соответственно должно быть изменено положение светящей части светильника. Подвесной светильник — более мощный, поэтому его целесообразно использовать как для местного, так и для общего освещения в зоне занятий. Обеспечивая комбинированное освещение, такой светильник создает хорошие условия для работы в зоне независимо от общего освещения комнаты, которое в этой ситуации можно вообще не включать.

Более скромным является третий вариант. Стол, установленный вдоль стены так, что человек вынужден сидеть к ней лицом, обычно не бывает большим. Для школьника его минимальный размер составляет 0.6Х Х0,8 м, а для взрослого он примерно тот же, что и в пер. вом варианте. Одной из важных характеристик зоны является крепление светильника к стене. Эта особенность и желание высвободить поверхность стола от лишних

предметов создают необходимость настенной установки светильника. Наиболее удобны для этой цели светильники, имеющие достаточно большой вынос от стены, размер которого регулируется благодаря конструкции кронштейна, при этом светящая часть светильника может перемещаться над рабочей поверхностью в вертикальном и горизонтальном направлениях. У маленького стола в зоне, рассчитанной на занятия младшего школьника, светящая часть светильника может быть закреплена неподвижно; необходимые для чтения и письма удобства будут обеспечены.

Часто для занятий используется секретер. Конечно, для секретера лучше всего использовать напольный светильник со светящей частью, создающей направленный пучок света. На время работы такой светильник можно взять, например, из зоны индивидуального Отдыха — это простейший способ. Он может быть рекомендован в том случае, когда зона занятий используется относительно редко. Можно иметь для секретера специальный светильник. По своим светотехническим качествам он должен полностью соответствовать светильнику, рекомендуемому для первого и третьего вариантов. Способ крепления — настенный, а мобильность должна быть такова, чтобы светильник, прикрепленный основанием к внутренней боковой поверхности секретера, смог убираться в его полость. Часто под полкой секретера устанавливают люминесцентный светильник. Поскольку такой светильник располагают не над рабочей поверхностью, а перед ней, интенсивно освещенной оказывается часть поверхности, наиболее удаленная от работающего, а Над объектом работы света не хватает. Кроме того, нарушается правило о том, что свет должен падать слева. Более благоприятная обстановка создается, если светильник размещен под полкой, нависающей над столом. В этом случае следует стремиться расположить светильник над серединой рабочей поверхности. Такая установка может Дать удовлетворительный результат, если в работе не используется глянцевая бумага или серый графитовый карандаш. Отраженной блескости избежать не удастся, а это значит, что мобильный светильник лучше. Рациональной является установка линейного люминесцентного светильника под полкой, когда стол примыкает к стене торцом и прикрепленный под полкой люминесцентный светильник оказывается слева от сидящего.

Освещение индивидуальных зон отдыха

Освещение спальной комнаты

На главную, к содержанию