Освещение индивидуальных зон отдыха
Кроме зон отдыха, рассчитанных На нескольких человек, используют зоны так называемого индивидуального отдыха. Они организуются в жилых комнатах отдельных членов семьи и чаще всего представляют собой удобное кресло и стоящий рядом напольный светильник или большую настольную лампу на тумбочке или журнальном столике. Если зона индивидуального отдыха рассчитана в основном на чтение, то можно ограничиться напольным светильником е лампой мощностью 100— 150 Вт, с обычным, традиционным расположением светящей части на стойке.
Ее положение считается наиболее удобным» если расстояние от нижнего среза абажура до пола составляет 1,1—1,2 м. То же относится и к настольным лампам при их установке на тумбочке. Однако занятия рукоделием (вышивка, шитье на руках и др.) потребуют более мобильной конструкции напольного светильника. Всегда целесообразно, чтобы светящая часть находилась в стороне от стойки. Возможность изменения высоты светящей части в данном случае можно считать почти непременным условием. Кроме того, очень удобны шарнирные устройства или гибкий шланг, обеспечивающий возможность изменения направления светового потока. Если Вы привыкли к работе в кресле при включенном светильнике общего осйе-щения, то можно ограничиться напольным светильником с одной светящей частью.
Освещение зоны занятий, связанных с напряженной зрительной работой, требует пристального внимания, правильного выполнения такого освещения зависит не только облегчение самой, работы, но и сохранение зрения, здоровья и настроения занимающихся чтением, письмом, черчением и т.п., не говоря уже о том, что специального освещения для занятий требуют школьники и студенты. Зона занятий в зависимости от пространственно-планировочного решения квартиры, ее площади и состава семьи может располагаться в общей комнате, в спальне и, что является лучшим вариантом при возможности его осуществления, в жилой комнате, рассчитанной на одного человека.
Обычно для этой зоны отводится место у окна, причем его ориентация связывается с особенностями будущего владельца зоны. Примеры решений приведены на рис. 22 и рассчитаны на «правшу» с нормальным зрением. Обычно в состав зоны входит как обязательное следующее оборудование: стол, полки для книг, тумбочки с ящиками для хранения рабочих принадлежностей, стул или рабочее кресло и светильник. Говоря о приемах освещения, необходимо упомянуть, что они постоянно; связаны с двумя основными особенностями: планировочно-пространственным решением зоны, и видом деятельности или конкретными зрительными работами, которые предполагается осуществлять в функциональной зоне. Естественно, что планировочно-прост-ранственное решение зоны в наибольшей степени, чем что-либо другое, влияет на выбор способа установки светильника. Виды деятельности служат основой для выбора светотехнических параметров светильника.
Изучение пространственно-планировочных решений организации зоны занятий в квартирах, которые нашли широкое распространение среди семей различных социальных групп, позволило сократить их количество до четырех. Три варианта нашли свое отражение на схеме расположения основных элементов оборудования (рис. 22), а четвертый — освещение трансформируемого места занятий (секретер)—принципиально не отличается от третьего варианта, и поэтому мы ограничимся лишь его подробным описанием. Необходимо упомянуть, что все три варианта могут как полностью соответствовать изображенным на рисунке, так и быть несколько измененными, с небольшими отклонениями, не имеющими прийципиального значения.
а — зона рассчитана на работу одного человека, рекомендуются настольные светильники; б — рабочий стол примыкает торцом к мебельному оборудованию, зона рассчитана на работу одного человека, но обеспечена возможностью общения, рекомендуются подвесные светильники с мобильной светящей частью; в —рабочий стол установлен параллельно стене и примыкает к вей фронтально, зона рассчитана на работу одного человека, рекомендуются настенные светильники (аналогичную ориентацию имеет секретер) (Q — светильник с лампой накаливания)
Расположение рабочего стола в пространстве помещения называется островным в том случае, если он ни одной из своих сторон не примыкает ни к стене, ни к мебеЛьпым элементам. Такое построение зоны занятий довольно распространено, так как обеспечивает установку стола слева от Окна. Когда стол ставят иначе, например параллельно окну, то'при дневном освещении возникает много неудобств. Исключение будет только для людей, привыкших работать левой рукой. Расположение предметов обстановки в зоне занятий по первому варианту (рис. 23) создает все предпосылки к удобному использованию обычного настольного светильника. Его расположение слева от работающего позволяет уложить соединительный шнур, идущий к розетке, так, что он будет и малозаметен, и не создаст никаких помех человеку. Разумеется, размер крышки стола при использовании настольной лампы должен быть не меньше среднего (1,1X0,7 м), а лучше, если стол и побольше, так как настольная лампа занимает довольно много места (рис. 23). Если нет возможности поставить стол необходимого размера, придется отказаться от покупки настольной л^мпы и вместо нее приобрести светильник на струбцине. Точку ее крепления нужно выбрать так, чтобы светящая часть оказалась в положении, удобном для работы. При этом нужно иметь в виду, что центр лампы должен быть на высоте 0,3—0,4 м от рабочей поверхности стола, примерно на уровне левого плеча сидящего за столом человека. Для того чтобы теплота, излучаемая лампой накаливания, не мешала, источник света необходимо удалить от головы работающего на расстояние не менее 15—20 см. Особенно важно проследить за,этим на рабочем месте школьника, который сам вряд ли пойме», в чем причина его преждевременной усталости.
Расположение светильника при печатании на машинке в зоне занятий
Светящая часть настольной лампы может быть выполнена из непрозрачного материала, а может и пропускать какую-то незначительную долю света. Во всяком случае яркость наружной части абажура, находящегося в непосредственной близости от глаз работающего, должна быть невысокой, а ее цвет —спокойным. Наиболее благоприятен зеленый цвет, успокаивающе действующий на нервную систему. Для смягчения контрастов в поле зрения рекомендуется работать при включенном общем освещении. Далее